ЯКУТСКАЯ ЛАЙКА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

1-я экспедиция Danler в Якутии

+4
Elena Ramenska
Арктик Трэвел
Larisa
mlyubavin
Участников: 8

Страница 1 из 2 1, 2  Следующий

Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор mlyubavin Чт Дек 22, 2011 10:25 pm

сообщение от модератора: предупреждаю, что я (NataliSha) весь рассказ буду копировать с ХФ в эту тему, так что не удивляйтесь, что повествование в дальнейшем будет не от лица Максима... смешно!

Добрый день всем и с наступающими праздниками.
Я вернулся из холодной, но душевно теплой Якутии.
Огромное спасибо Якутии, людям там проживающим и якутским лайкам.
Тема на Хаски-форуме...

Начинаю публиковать отчет. Не судите строго.
Предисловие.
Рабочее название данной экспедиции звучало как "Плюс 500 и минус 45". Цифра 500 обозначала запланированные километры прохода.Ну а минус 45 это средняя для этих мест и данного времени температура.
Был выбран самый холодный для Якутии месяц-середина декабря.
В упряжку было отобрано 10 якутских лаек. Пожалуй, это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
В качестве нарты был использован Odyss MD- нарта для средних и больших дистанций.
1-я экспедиция Danler в Якутии 29947598



День первый. Разведка.
Первый день и 35 км пути, уже сейчас, по приезду, кажутся легкой тренировочной прогулкой. Но тогда, в тот самый первый день, в моем понимании ситуации решалось многое. И пока я шел эти 35 км привычные, созданные в теплом московском офисе планы, рушились как хрупкий карточный домик.
Все, что я взял с собой из экипировки, все, над чем так долго ломал голову и тщательно подбирал, попросту не работало!
За первые десять минут пути на открытом и продуваемом пространстве, лицом хватанул ожег обморожения. Щека побелела и минут десять я потерял на то ,чтобы реанимировать ее активным растиранием.
Собаки, до этого более суток просидевшие на привязи, рвались в «бой», но мне пришлось заякорить нарту и долго рыться в рюкзаке, неуклюжими в меховых рукавицах руками, в поисках неопреновой маски.
Первоначально одетые горнолыжные очки, оказались полностью бесполезны. От учащенного дыхания они запотели и моментально покрылись слоем инея.
1-я экспедиция Danler в Якутии 62599377


Наконец, приведя в чувство лицо, выбил якорь и собаки услышали долгожданное « Патя! ( вперед)».
Последующие полчаса полностью разбили мое привычное мнение о пуховой одежде. Экспедиционную норвежскую пуховку пробивало тончайшими иголками якутского холода.
Пальцы ног, начали неметь и вибрам “восьмитысячников” задубел как пересушенная рыба.
Все, о чем меня предупреждал Герман, имевший неоценимый опыт длинных дистанций в условиях крайних холодов, началось сбываться.
И не знаю, что бы я делал, если бы не длинный тягун, уходящий в с открытого пространства в глубь таежного леса.
Поначалу, подъем был не столь ощутим и собаки бежали не теряя скорость, но вскоре крутизна увеличилась и, поначалу я подруливал нарту ногой, а потом и побежал, толкая ее перед собой. Десяти минут активной работы на крутом подъёме хватило, что бы окончательно согреть верхнею часть тела.
В конечном счете , подъем закончился и, встав на нарту, я стал оценивать ситуацию. Собаки вошли в привычный ритм, и мне уже было без надобности подгонять их своим промороженным криком.
Низкое северное Солнце позволяло смотреть на себя не щурясь, сквозь частые стволы упакованных в белый иней низкорослых таежных деревьев.
1-я экспедиция Danler в Якутии 48443071


Два часа пути до промежуточной точки вполне достаточное время, что бы оценить и переварить то, чего ты до этого не знал и о чем не задумывался.
- Почему, как и какие люди живут здесь?
Мы измеряем нашу жизнь часами. Они – отведенным им световым временем.
Нас интересует сколько бензина «кушает» наше авто на 100 км. Их - сколько за час времени. Именно за час, поскольку машины тут не глушат сутками. Приехал на работу - машина стоит под окном и пыхтит.
Чтобы нам отправить СМС, надо дождаться очередной остановки метрополитена или удобного сигнала светофора.
Что бы Им отправить СМС, порой необходимо отыскать высокое дерево. Там - повыше , бывает, что связь схватит. Более «продвинутые» придумали иной способ. Написать текст, нажать «Отправить» и высоко, как только возможно, подбросить телефон. Кидать пока не уйдет. И ведь уходит.
Основной пищей здесь есть то, что в наших больших и приспособленных для жизни городах является дорогущим деликатесом – нельма, оленина, жеребятина.
Водку здесь не вливают внутрь себя. Водкой угощают длинную дорогу, дом, огонь, все то, от чьей «благосклонности» зависит многое, как правило - жизнь.
За подобными раздумьями, дорога оказалась короче, и, по протяжению двух часов, я достиг промежуточной точки своего пробного выхода. Это было Шаманово дерево. Обособленно стоящая сосна.
Весь ствол дерева и все ветки были перевязаны ритуальными ленточками. Собаки, пользуясь случаем остановки, тут же улеглись в снег. Пока я завязывал свою ленточку и просил судьбу быть благосклонной ко мне во время моего многодневного перехода к Ленским столбам, многие из них успели просмотреть не один сон из своей собачьей жизни.
На обратном пути, на спуске, разогнавшиеся собаки дважды переворачивали незагруженную экипировкой нарту. Помня основное правило каюра – ни в коем случае не отпускать нарту, я крепко удерживал ее и бился телом обо все, что попадалось на нашем пути. При этом, я напрочь забыл понятную собакам команду «Тай!», что значит «Стоп», и избивая себя о пни, стволы и нарту кричал все, что подсказывало сознание. Скорее всего, я не был оригинален, и подобный трехпалубный русский «язык» нисколько не смущал якутских лаек на их пути к дому , отдыху и долгожданной еде.
1-я экспедиция Danler в Якутии 46628937



Я обязательно отпишу по нартам. Поскольку им досталось по полной программе. От перемороженного снега, то нагромождения торосов.
Danler признался, что нарты еще ни разу не были использованы в подобных условиях. Весь проход совершила одна упряжка. Отдельно я напишу об идеальной организации данной экспедиции со стороны руководителя Германа Арбугаева ( участника гонки Беренгия 2009) и его поистине огромном опыте.

С раннего утра сборы. На прицеп, где уже стоит перевозка для собак, вкатывает снегоход.
На сетке багажника « Дефендера» расположились грузовые сани, те, что пойдут за снегоходом и нарта для упряжки.
В нарте все необходимое – спальники, шкура оленя, запасные карабины, термоса.
Там же загружена кухлянка (шуба-анарак из оленьего меха).
Поминая предыдущий опыт, сразу экипируюсь в подбитые камусом высокие тарбуза.
Тарбуза напоминают унты, но намного легче и в то же время теплее. Олений камус на подошве выполняет несколько функций. Он не проскальзывает (свойство камус), на тарбуза не налипает снег, он сгибается в области ступни как обычные носки и в то же время обладает удивительными теплоизоляционными свойствами.
Единственным и непременным условием для сохранения этих свойств является то, что тарбуза не должны намокать. А потому, находясь в теплом помещении их лучше «выкидывать на улицу.»
Для утяжеления нарты кидаем туда же станции для собак. Станции представляют из себя 20 метров металлического троса, на котором закреплены цепи. Ровно 10, по количеству собак. Во время стоянки (ночевки) станция закрепляется между двумя деревьями и служит «постоялым двором» для четвероногих членов упряжки.
Мы берем две станции. Просто на всякий случай.
Перевозка имеет 12 кают, и на данный момент, в две свободные загружаются мешки с мороженой рыбой. Это основная пища якутских лаек. В каждой каюте, предназначенной для собак, насыпано сено.
Предстартовая проверка, экстренная канистра топлива, спутниковая связь, аккумулятор, провизия.… Вроде все на месте.
1-я экспедиция Danler в Якутии 12324811


Около часа езды по грунту северного «автобана» и Дефендер ныряет в широкую таежную просеку. Еще полчаса на разгрузку, упаковку грузовых саней и все готово к первому этапу пути, который составляет около 45 км. Мы отпускаем группу сопровождения и тяжелый внедорожник уходит в сторону Якутска и далее к берегам Лены, что бы завтра встретить нас в оговоренной точке.
Владимир, мой спутник и водитель снегохода, достает из ящика с провиантом бутылку водки и добрый кусок хлеба.
- Надо покормить и напоить дорогу. Держи. – Говорит он, протягивая мне граненый стакан.
Я крошу в снег хлеб и выливаю из стакана тягучею от мороза водку.
- Будь милостива к нам и пусть удача прибудет с нами.
Вот и все. В путь.
Снегоход газует и поднимает вокруг себя клубы пара, выхлопного газа и снежной пудры.
Собаки, почуяв отпущенные тормоза и услышав призывное «Патя!» срываются с места.
Первое время, они шустро гребут лапами, не отставая от снегохода. Но вскоре, переходят на свой обычный ритм. Снегоход уходит от нас все дальше и дальше и вскоре скрывается из вида.
Мы идем с крейсерской скорость в сторону низкого Солнца, а значит на Север. Теперь нас окружает молчаливое одиночество таежной тундры, и я слышу лишь звуки полозьев о снег и движение упряжки.
Якутские лайки удивительно неприхотливы, безобидны и выносливы. Но всегда надо помнить, что это собаки. И как каждая собака, находясь в группе, это либо слаженно работающая упряжка, либо свора.
В упряжке не существует «случайных» собак. В моей упряжке чуткий и умный «передовик» - Чук. Чук бежит в паре со спокойным и покладистым Ильменем.
Эта пара удивительно слаженна. Чук, небольшой и взъерошенный, безошибочно узнает дорогу и направляет упряжку. Кроме того, я замечаю, насколько он грамотно определяет более легкую для себя и остальных собак дорогу. Он никогда не ломится в глубокий снег, а всегда находит твердый наст.
1-я экспедиция Danler в Якутии 63117876


«Подруливающие» Туман и Вучум, в центральной части Тугрик, Готур, Марго и Москва.
И самые мощные Валдай и Ирбис коренными и ближе к нарте.
.
В упряжке нет вожаков. Они все едины. Единственный авторитет это сам каюр. Он и есть тот самый вожак, который определяет порядок упряжки. И если у каюра нет авторитета перед собаками, упряжка легко превращается в свору, готовую по любому случаю перегрызться между собой.
В этом и есть отличие каюра, от просто катальщика.
За продолжительное время, проведенное вместе, можно определить и понять характер каждой собаки. И если каюр таковым является, он легко распознает, кто из собак хитрит или отлынивает, а кто является зачинщиком ссор.
Каюр не просто должен уметь стоять на двух полозьях и выкрикивать нужные команды.
Нарта и упряжка это единый организм, соединенный между собой нервом потяга.
Каюр должен чувствовать этот нерв. Где-то помочь собакам, сойти с нее и побежать рядом. Где-то подтолкнуть, где-то прикрикнуть. В противном случае, собаки могут попросту встать. А в их, собачьем понимании, такая остановка может означать одно - кто-то из команды не работает и этот кто-то должен быть наказан. Сурово и тут же. И тогда, до этого, совершенно спокойная упряжка, в одночасье может превратиться в путающийся в потягах и собственных телах комок ярости и щелкающих челюстей. В этом случае им абсолютно все равно, что именно попадает “под зубы”, будь то шея, хвост соседа, или рука разнимающего их каюра.
Еще на базе, я обратил внимание на веревочную плеть, которую имеет каждый каюр. Именно веревочную. Поскольку основное предназначение этой плети не доставить боль «заигравшейся» собаке, а заставить слышать каюра. И ни в коем случае этой плетью не должна быть рука вожака. Ибо рука каюра дающая, но не карающая.
В то же время, нельзя быть «подручным» в упряжке и все время помогать собакам. Они хорошо чувствуют ослабление, принимают каюра за равную тяговую силу и даже не пытаются увеличить скорость при ослабленном потяге.
Первым признаком признания каюра как вожака является весьма интересная особенность собак. Наиболее хитрые и склонные к халтуре, ослабив свой потяг, поворачивают к каюру голову. Как бы проверяя на «вшивость»- заметил или не заметил?
Понимание этих моментом складывается в некую философию, которой я учусь у собак и природы. И времени для этого изучения вполне достаточно, ибо путь наш долог и нетерпелив.

Проходим около 30 км. И я замечаю впереди снегоход. Подруливаю и якорю нарту. Володя тут же сажает «передовиков» на короткую пристежку снегохода.
-Темнеет.- Говорит он мне.- Будем уходить правее. К озеру. А там и до зимовья рукой подать.
Открываем термос и пьем чай. И пока я делаю один глоток, чай в пластиковой плошке моментально остывает.
Солнце окончательно побледнело и стремится упасть за горизонт, а Луна, не дожидаясь этого падения, уже вовсю серебрит противоположную часть неба.
Остатки чая выплескиваются на снег и тут же превращаются в бледно коричневый кусочек льда.
Володя уходи вперед. Он хочет пораньше затопить печь и нагреть избушку к нашему приходу.
Мы опять остаемся в одиночестве и сгущающихся красках наступающей таежной ночи.
Достаю налобный фонарик и в его слабом свете, окружающее уже не кажется столь враждебным и холодным.
Остаток пути мы проходим по открытому пространству озера и над нами царствует бледный диск Луны. Как ни странно, но я не вижу звезд. Только пару наиболее ярких.
К зимовью мы приходим в темноте и, растянув станцию, привязываем собак.
Несмотря на усталость, оказавшись на привязи, они начинают выть и лаять. И пока мы колем топором смерзшеюся, в единый комок рыбу, этот «концерт» сопровождает и нас и окружающий лес.
Получив пищу, собаки успокаиваются и затихают.
В зимовье все просто. Нары, стол, и печь. Печь уютно потрескивает дровами. На столе оленина, хлеб, рыба, чай, блинчики, конфеты.
На нары кидаем толстый войлок, шкуры и спальники.
Время 10 часов вечера. Ну, все. Поесть, почаевничать и спать. Завтра будет новый день и будет новый путь.
1-я экспедиция Danler в Якутии 89333519
Nordic Light пишет:
mlyubavin пишет:это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
а как же сибирские команды, которые ходят юкон , амудсенрейс и айдитород?
хорошие упряжки сибирок способны идти за день 150км.
matalat пишет:Я думаю, что якуты, в смысле лайки, еще не перекочевали в квартиры, как наши породы - хаски да маламуты, поэтому морозоустойчивость у них в генах пока крепко сидит
Конечно ходят. Однако , так уж совпало, в момент моего крайнего дня, меня попросили покатать американских авиационных техников. В этот день я уже был на "базе" и на завтра у меня был самолет домой.
Техники эти с Аляски. Так вот они пригнали пару Боингов и тестировали двигатели. Тестировали в условиях, коих ни на Аляски ни где ближе как Якутск нет.
К чему я это. К тому, что нельзя сравнивать климат Аляски и Якутии. Тот же Тикси, находится глубоко севернее Якутска, однако средняя температура ( благодаря нахождению на побережье) в Тикси выше градусов на 10.
У меня у самого две хаски. Но мне было не по себе, когда я представил их в подобных для проживания условиях.
Якутки живут либо на открытом пространстве ( цепи), либо в перевозке, либо в упряжке.
Перепад летних и зимних температур достигает от +38 до - 60. Это почти 100 C.
Естественно , что в подобных условиях, что бы выжить, у них развились особые природные качества.
Как пример выживания: Рожает якутка там же где и живет. И иногда это случается в жуткий холод. Родив щенков, якутка сидит на месте подобно пингвину. Те щенки, что остались под мамой выживают. Те что отползли в сторону и не смогли добраться ( самостоятельно) до тепла суки, погибают.
И никто ( я имею ввиду человека) не вмешивается в этот естественный отбор.
Кроме того. Надо учитывать ( при резко континентальном климате) время и месяц года. Все минусовые рекорды температуры в Якутии фиксируются именно в период середины декабря, по начало января.
Не думаю, что это самое удобное время для проведения массовых многодневок. Полагаю что и на Аляске не проводят гонки в самое холодное время года.
И кстати. Именно Якутск весьма удобное место для проведения подобных соревнований ( логистика, прием, тех. сопровождение и т.д )
Но только не в декабре-январе. В марте- апреле самое оно. улыба
Nordic Light пишет:p.s. а что в итоге одевали из одежды, посслойно интересует. и что на руки?
По второму вопросу.
1. Термобелье ( Salewa)
2. Виндблок ( North Fase)
3. Пуховик ( -66C North)
4. Кухлянка
5. Утепленные штаны с непродуваемым верхом ( Eder)
6. Термоноски
7. Тарбуза с камусом
8. Руковицы ( Salewa) + руковицы ( Писец)
9. Неопреновая маска + флисовая балаклава.
10.Шерстяная шапочка из Альпаки ( куплена на рынке в Темос де Чилиан. Чили).

Red Fox от Сегодня в 19:43:45
Nordic Light от Сегодня в 07:41:08
это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
а как же сибирские команды, которые ходят юкон , амудсенрейс и айдитород?
хорошие упряжки сибирок способны идти за день 150км.
p.s. а что в итоге одевали из одежды, посслойно интересует. и что на руки?
мне кажется немного странным сравнивать климатические условия Аляски и Якутии. те собаки, которые бегают гонки на Аляске, точно не выжили бы в Якутии и дело естественно тут не в кол-ве км, которые собаки могут пройти за один переход.
ПС: рассказ очень интересный! всегда смотрела на фотографии ребят из Якутии и думала: а как они там живут зимой?!?! теперь будет хотя бы отдаленное представление как ))))
Абсолютно верное замечание. Средняя скорость упряжки 6-7 км/ч. Наверняка, это вызовет улыбку и вопрос- А что так мало?
Скорее всего, именно такая скорость определяется ритмом дыхания якутской лайки во время бега в условиях низких температур.
Выходит, что для преодоления 60-70 км, собаки находятся 10 часов в непрерывном движении.
Игорь Раевский от Сегодня в 22:03:04
Вы идёте по целине или по следу снегохода?
Снега в Якутии выпадает не так много. Т.е нет сильных снегопадов и в основном это переметный снег имеющий твердый наст.
Это что касается тайги. Если хотя бы раз прошел снегоход ( охотники, лесники, браконьеры) тропа остается надолго.
А вот по Лене ,это лед и переметный снег. Переход по Лене я опишу отдельно, поскольку именно это ти был самый тяжелый участок. И тут самое неприятное не низкие температуры, а ветра.
Nordic Light от 22 Декабря 2011, 23:16:20
И никто ( я имею ввиду человека) не вмешивается в этот естественный отбор.
Кроме того. Надо учитывать ( при резко континентальном климате) время и месяц года. Все минусовые рекорды температуры в Якутии фиксируются именно в период середины декабря, по начало января.
Не думаю, что это самое удобное время для проведения массовых многодневок. Полагаю что и на Аляске не проводят гонки в самое холодное время года.
И кстати. Именно Якутск весьма удобное место для проведения подобных соревнований ( логистика, прием, тех. сопровождение и т.д )
судя по рассказам, температура -50 по цельсию имеет место быть и на аляске..конечно может якутия по влажности и пр. по жестче, раз там боинги тестируют. но это я к тому, что и другие собаки, даже породные, а не аборигенки , могут и должны выдерживать такое. может быть в след году сделаете экспедицию по якутии на сибирках?
кухлянка это типа дубленки?
вес груза в нарте примерно какой был?
какие карабины использовали на снаряжении?
был ли и какой амортизатор?
на фотографии (третья сверху) к нарте привязана веревка - это якорь?
давали ли во время движения собакам перекусы? тоже рыбу?

Я пока еще не был на Аляске. Потому не буду что либо утверждать. Наверное и там бывает под50, но скорее всего это аномальное , а не систематическое.
Идея с хасами и мне по душе. Но только не в декабре. Март- апрель.
Кухлянка это анарак. Т.е одевается через голову. При этом, не обойтись без посторонней помощи.
Вес нарты был небольшой (55-65)
С карабины обычные. Не бронза. Работали , не замерзали. Исключение составляли случаи когда карабины попадали под струю.
Тогда кранты.
Я имею ввиду то, что все свои дела собаки делали на ходу.
Амортизатора не было.
Да . Это якорь. С якорями такая история.Возможно использование двух якорей.Первый на метровой веревки, второй более длинный. На пересеченной местности, при спуске, возможно переворачивание нарты. И естественно ее можно не удержать. Один раз такое случилось. Нарта остановилась благодаря длинному якорю. Он естественно заякорился.
Наталия от 22 Декабря 2011, 23:35:18
Выходит, что для преодоления 60-70 км, собаки находятся 10 часов в непрерывном движении.
Если собаки находятся столько времени в движении, как себя чувствуют их лапы? Мороз, налипание снега и пр. факторы не мешают бегу? Или при такой тем-ре снег не налипает ? Стирание подушек?...
Да. При таких температурах снег очень сыпуч. Он больше напоминает песок. Налипание происходит где-то до -30.
Ребята пользуют тапочки , но весной.Кроме того. Перемороженный снег не создает тонкую водяную пленку,по которой скользят ПОлозья. Так что, нарта тормозит весьма ощутимо. И тут надо использовать либо холодный скользяк, либо подмазывать полозья холодной мазью.
(скопировано с хаски-форума)
mlyubavin
mlyubavin
Начинающий

Сообщения : 14
Дата регистрации : 2011-10-25
Откуда : г. Королев

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Чт Дек 22, 2011 11:48 pm

как вы здорово пишите! супер!
очень жду продолжения!!! аха-аха
я аж прослезилась от гордости за ЯЛ!!! прям засмущали! и своего Деньку чмаФФнула в мокрый нос! смешно!
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Larisa Пт Дек 23, 2011 4:34 am

Очень интересно было читать ваш отчёт)))Спасибо за интересный рассказ аха-аха
И,вас с Наступающим НОВЫМ ГОДОМ!!!
Larisa
Larisa
Ветеран

Сообщения : 1152
Дата регистрации : 2010-05-26
Откуда : г. Краснодар

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Даже при минус 20 С на Лене очень холодно

Сообщение автор Арктик Трэвел Пт Дек 23, 2011 5:44 am

из-за ветра, продувает насковозь.
Арктик Трэвел
Арктик Трэвел
Администратор

Сообщения : 694
Дата регистрации : 2010-05-25
Откуда : г. Якутск

https://arctictravel.forum2x2.ru, http://arctic-travel.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Пт Дек 23, 2011 5:36 pm

Red Fox от Сегодня в 01:45:35
меня, если честно, очень удивило то, что собачий рацион состоит только из рыбы... мне казалось всегда, что она не достаточно каллорийная и долго на ней собаки не смогут хорошо работать...
расскажите, пожалуйста, какую именно рыбу им дают? и отличается ли их рацион, когда они дома, а не работают в упряжке? ведь они живут на улице, а это значит, для сохранения тепла им нужно больше каллорий и энергии.
В питомнике 86 собак не считая щенов.
Взрослых собак кормят и кашей на мясном бульоне и рыбой. Подкорм витамины. В питомнике свой ветеринар. Он осматривает собак и дает свои рекомендации.
Щены на сушке.
Готовых к работе собак на три упряжки по 10 собак.
Работают ежедневно.
На дальние выходы только рыба. Куски заготавливаются заранее. Кормежка раз в сутки- по приходу на ночевку. Как правило по две рыбины на брата. Некоторые сьедают обе разом, некоторые заныкивают. Потом, среди ночи, откапывают из снега и начинают хрустеть в тихоря. Остальные просыпаются и начинается возмущенный вой и лай. Поначалу я думал, что собы лаят на зверя, который в ночи подходит к зимовью.

Nordic Light от Сегодня в 11:02:12
меня, если честно, очень удивило то, что собачий рацион состоит только из рыбы... мне казалось всегда, что она не достаточно каллорийная и долго на ней собаки не смогут хорошо работать...
про рыбу это откуда инфа?
в северном (и кстати судя по ответам не только там) рыба основной рацион - и собаки выглядят очень достойно.
в рыбе белки жиры и в больших количествах. именно то , что нужно северным собакам.
именно то же мне говорил и Герман Арбугаев.
Кроме того,рыба в тех местах в достатке и соответствующем качестве. Витаминов, белков и жиров в полном достатке. Потому все первые северные экспедиции ели строганину.
Но вот у непривычных к подобной пище собак могут возникнуть проблемы с желудком.

matalat от Сегодня в 11:25:30
На дальние выходы только рыба. Куски заготавливаются заранее. Кормежка раз в сутки- по приходу на ночевку. Как правило по две рыбины на брата. Некоторые сьедают обе разом, некоторые заныкивают. Потом, среди ночи, откапывают из снега и начинают хрустеть в тихоря. Остальные просыпаются и начинается возмущенный вой и лай. Поначалу я думал, что собы лаят на зверя, который в ночи подходит к зимовью.
Две рыбины - это сколько? Они ведь разные бывают и в 10 кг штука и в 50 гр штука. Меня интересует соотношени веса дневной нормы кормежки и веса собы при работе собак в упряжке
По весу не скажу. Тушки 30-35 см. Опять таки дневная норма и вес собаки... В упряжке собаки разной комплектации и выполняют разные функции и соответственно испытывают разные нагрузки. Коренным старались давать рыбины покрупнее. Приблизительную норму для каждой собаки определяют сами собы. Кто-то недоедает и оставляет ,кто-то ни крошки не оставляет. Достаточно обратить внимание на эту деталь, чтобы в дальнейшем определить кому и сколько необходимо.
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Elena Ramenska Сб Дек 24, 2011 4:29 am

Максим, чудесный рассказ, у меня, натуры впечатлительной, словно фильм прокрутился :-)).

Некоторые правки: по-моему, обувь называется "торбаза" или "торбаса" и оба, кажется, написания правильные...
И клички собак - Боотур, а не Готур, Кучум, а не Вучум. А с Чуком первым бежал точно Ильмень, не Ирис?
Вот цитирую Лену Сидорову с Фейсбука:
Лена Сидорова Чук+Ирис, Туман+Дархан, Боотур+Мара, Валдай+Кучум, Моудун+Мара. (тут она ошиблась, Мара у нее два раза :-))
Ну это так, просто уточнения, не обижайтесь.

Слог у вас писательский, одно удовольствие читать. И тема такая интересеная, что хочецца больше и больше... Спасибо.
Elena Ramenska
Elena Ramenska
Ветеран

Сообщения : 2372
Дата регистрации : 2010-07-31
Откуда : г. Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор mlyubavin Вс Дек 25, 2011 3:14 am

Большое спасибо за правку. И пусть простят меня мои 10 верных спутников за путаницу в моей голове.
Я очень полюбил их всех. И особенно Марго. Именно она была с Моудуном.
mlyubavin
mlyubavin
Начинающий

Сообщения : 14
Дата регистрации : 2011-10-25
Откуда : г. Королев

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Лена

Сообщение автор ????? Пн Дек 26, 2011 6:08 pm

Есть на Планете Земля множество гор, морей, рек. Но есть такие, которые стоят особняком и являются воистину Великими.
Волей судьбы мне довелось соприкоснутся с действительно Великими и холодными горами -самыми северными семя тысячниками Тянь-Шаня - Победа и Хан-Тенгри).
Попасть под мощный гипноз волн бьющихся о суровые чилийские берега Тихого Океана.
И вот теперь, мне довелось встретиться с Великой рекой, чьи берега в некоторых местах разделяет до 60 км, чье течение настолько велико, что местами не замерзает даже в 50-ти градусные морозы. И имя этой реке дано красивое – Лена.
Лена настолько могуча, что глядя на ее прямое , уходящее за горизонт русло, понимаешь – эта река не ищет себе легкие пути, петляя и подстраиваясь под окружающий рельеф. Эта Великая река сама пробивает себе путь, оставляя земной твердыни не многочисленные шансы в виде небольших и средних островов. И когда затопить эти острова, помиловать или нет, решает сама Лена.

Путь упряжки проходит по зимнику. На высоких берегах Лены стоят редкие селения. Зимник, это наиболее простой и верный путь по замерзшей реке, соединяющий эти островки жизни. Берега Лены обрамляют скальные пояса , на которых встречаются наскальные рисунки. Обычно, напротив таких мест стоит какой либо указатель. Это может быть и вмороженное в лед бревно и просто лыжная палка.
1-я экспедиция Danler в Якутии 98377088


Мы идем по узкой, очищенной ветрами, полоске льда.
Передовик тщательно выбирает путь. Поначалу он смещает упряжку в сторону и ведет ее по переметному снегу. Почувствовав как возросла нагрузка ( в таком снегу полозья тормозят нарту) , переходит на лед. Но тут в упряжке возникают другие проблемы. Лапы собак проскальзывают. Некоторые из них поскальзываются и периодически падают. Передовик принимает решение и уходит в целину . Теперь он ищет места, где снег не такой глубокий и периодически смещает упряжку то на левую , то на правую сторону зимника.

Для каюра, совершающего переход по Лене, существуют иные проблемы.
Прежде всего, это борьба с холодом. Русло Лены это труба, в которую дуют постоянные и холодные ветра. Можно идти час, можно два. Но когда это переваливает за 5-6 часов, начинается борьба. Холод приходит сверху. От образовывающегося льда ресницы тяжелеют , маска покрывается толстым ледяным панцирем под которым скапливается влага стекающая куда-то внутрь. Капюшон кухлянки покрывается белым инеем, к которому примерзают кисточки моей шапочки.
1-я экспедиция Danler в Якутии 36350999


Далее холод опускается на плечи. Не спасает ни кухлянка ни находящейся под ней пуховик.
Перед выходом Герман буквально настоял на том, что бы я надел дополнительный пояс из собачьей шерсти. И теперь я благодарен ему за это. Поясница в тепле.
Начинают подмерзать руки. Это происходит после попытки заякорить нарту. Как мне кажется, одна из собак все чаще и чаще склоняется к лапам, я решаю проверить, в чем дело и осмотреть ее.
Заякорить нарту на многометровом льду и 5-ти сантиметрах снега задача не из легких. И пока нога стоит на тормозах, якорем долблю лунку. Потом, слегка отпускаю тормоза и проверяю, насколько мне удалось заякориться.
После четвертой попытки, нарта схватывается одним зубом якоря.
Осматриваю лапы собаки. Вроде все в порядке. Выстегиваю якорь, продолжаю движение. Вот тут и чувствую, что пальцы на руке, которая держала металл, занемели.
По бокам нарты висят дополнительные меховые рукавицы. Но я не хочу сейчас возиться с этим. Самый действенный и простой способ согреть замерзающие кисти это делать резкие взмахи. Я похож на ветряную мельницу. Кровь начинает циркулировать более активно, и я чувствую, как отходят конечности.

Надо отдать должное тормозной системе нарт. Тормоза цепкие и работают «намертво» даже на твердом льду.

Постепенно, холод начинает подступать и в ноги. Мне кажется, что все вокруг замерзло и мое тело, и время, и пространство.
Что бы согреться надо двигаться. Начинаю активно подруливать нарту ногой. Нарта слегка юлит и уходит в сторону от толчковой ноги и это доставляет лишнею нагрузку одному из коренных.
Потому, периодически меняю толчковую ногу.
1-я экспедиция Danler в Якутии 95996177


В какой то момент я слышу посторонний и незнакомый звук. Поворачиваю голову и вижу, как нас догоняет обледенелый автобус. Когда автобус равняется с нами, я замедляю скорость упряжки, предоставляя водителю возможность обогнать нас.
Автобус уходит вперед и вдруг разворачивается. Открываются двери и из него высыпают дети. Дети окружают меня и собак и наперебой о чем-то спрашивают. Но я плохо понимаю их.
Оказывается, что директор одной из сельских школ-Аркадий, в доме которого мы ночевали, собрал детей и повез показывать им чудака, который бежит на собаках, куда то в даль.

Дети дружно выстраиваются вдоль всей упряжки и дружно фотографируются . Все это напоминает мне мультфильм из далекого детства – Каникулы Бонифация.
Я и есть тот самый Бонифаций.
Пять минут и дети, еще не успевшие подмерзнуть, по команде Аркадия, ныряют в утробу автобуса. Еще минута и мы опять одни на своем пути.
Идем дальше. Время течет густо, но неумолимо.
Начинает темнеть. Очередная ночевка намечена на одном из островов, находящемся ровно противоположно Ленским столбам. А вернее их началу.
1-я экспедиция Danler в Якутии 26518372


Ориентиром поворота в сторону острова мне должна послужить лыжная палка. От нее начинающаяся сеновозная дорога в глубь острова. Естественно, что понятие «дорога» на Лене явление относительное. Сегодня есть , а завтра стерта ветрами без малейшего следа.
Герман рассказывал мне о женщине , кажется из Норвегии, которая специально приехала на Лену, что бы тренироваться ходить по торосам, прежде чем совершить переход к Полюсу.
Она пропала. Не пришла на конечную точку. Поиски ни к чему не привели.
Я бы наверняка пропустил в темноте этот поворот, именно поэтому в нужной точке меня ждет снегоход. А в глубь острова, к зимовью, уже ушел дефендер.
Якорюсь, отпускаю вперед снегоход и достаю налобный фонарик.
Совсем немного и мы на месте. Собаки тут же ложатся в снег. Даю им немного времени на отдых. Совсем немного. И потом :
- Ну.. давайте мои хорошие. Осталось совсем ничего...
Собаки встают и натужно сдергивают нарту. Тут я замечаю, что одну из девченок, а именно Маргошу, крепко шатает. С трудом якорюсь и тут же Маргоша падает в снег. Склоняюсь над собакой и пытаюсь отстегнуть ее от перестежки.
Передовик – Чук, чувствуя близость еды и отдыха, пытается сорвать упряжку. Потяги натягивается и роняет нарту. Шея Маргоши выворачивается, а я не могу справится с примерзшим карабином. Снимаю рукавицы и пытаюсь отогреть карабин в руках.


Еще один рывок и еще один..
И тут я начинаю орать. Я слышу себя со стороны и это уже не человеческий голос, и тем более не мой. Это собачий рык. И судя по всему рык этот слышен аж в Тикси.
Собаки замирают.
В конечном счете, я все же отстегиваю карабин. Склоняюсь над Маргошей- Жива?
Маргоша смотрит на меня совсем уж не собачьим взглядом.
Беру ее на руки и несу к нарте. Расстегиваю полог, всю поклажу сдвигаю ближе к носу и упаковываю ослабленную собаку.
- Ну вот. Все будет хорошо. Грейся…
Остальные члены упряжки, молча, понимая ситуацию, смиренно следят за моими действиями. Присаживаюсь на поваленное дерево. Впервые за 10 часов. Оглядываю свою команду.
- Ну, все братцы. Давайте …потихоньку. Я помогу вам.

Мы двигаемся дальше… Немного плутаем, но в конечном счете выходим на свет фар дефендера и снегохода.

Кажется все. Мы заканчиваем это длинный- длинный день.
Собакам нужно предоставить еду и отдых. И только потом позаботиться о себе.
Завтра, нас ждет самый сложный участок- торосы. Сейчас это трудно себе представить. Но для этого и существует завтра…
1-я экспедиция Danler в Якутии 94512159

Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Пн Дек 26, 2011 6:17 pm

читаю с наслаждением! супер!
а что с Маргошей? грустный как она на следующий день себя чувствовала? грустный
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Катерина Пн Дек 26, 2011 6:49 pm

Как интересно. Очень мне нравится. Пишите, пишите ещё.
Катерина
Катерина
Ветеран

Сообщения : 1401
Дата регистрации : 2011-02-08
Откуда : г. Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Elena Ramenska Пн Дек 26, 2011 7:31 pm

Здорово.
Elena Ramenska
Elena Ramenska
Ветеран

Сообщения : 2372
Дата регистрации : 2010-07-31
Откуда : г. Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Ср Дек 28, 2011 12:02 am

...Отвлекусь от лирики поэтапного описания экспедиции и сосредоточусь на технических деталях и подробностях самих тестов.
Скажу сразу, что в целом, я не ожидал, что у меня будет столь разнообразные и богатых условия для тестирования нарты.
Начну с того, что тесты начались еще во время транспортировки Odyss в Якутск.
Дело в том, что несмотря на не разделяющие нас водные границы, Якутск считает всю остальную Россию материком. Потому, все грузы с материка доставляются либо по воде либо по воздуху.
Нарта провела в заточении складов транспортной компании около двух недель, но так и не была отправлена по адресу.
Два раза груз загружали в воздушный транспорт и через некоторое время разгружали, поскольку подходил более существенный и жизненно необходимый груз. Либо гасзаказ.
В конечном счете, транспортная компания , признавшись в своей не дееспособности, сгрузила нарту в аэропорту Домодедово за 45 минут до вылета моего самолета.

Первый свой тест, а именно фейс-контроль, перед стойкой регистрации S7 , нарта с достоинством выдержала. Хотя признаюсь, регистрирующие меня девушки были слегка шокированы, ибо даже в сложенном состоянии нарта имела весьма внушительные габариты ( 2500мм Х 500мм.Х 300 мм) . От коробки пришлось избавится и стянуть торчащие тормоза скочем. Хорошо, что Данлер, пакуя нарты , одевает на тормоза защитные трубки.
Вот тут мне довелось наиболее точно взвесить нарту. Авиакомпанию на весе не проведешь. Вес Odyss оказался 14кг.


Долетела нарта в целостности и сохранности.
Была помещена на багажник авто и в сложенном состоянии доехала до места.
Сборка нарты заняла около 10 минут. Собирал на незначительном морозе ( -36C)

Поскольку родного якоря у меня не было ( поставка якорей крепко задержал австрийский склад) , то использовались якоря Артик Трэвл.
И несмотря на то что посадочное место для более широких якорей не подходило, удалось найти такое положение якоря, которое не доставляло дискомфорта.

Очень жалею, что не удалось оттестировать именно данлеровские якоря, поскольку большая часть перехода проходила по льду , где якорение требует особого навыку.

Зато сразу отмечу тормоза. Возможно я привык, но вот мнение Германа Арбугаева :
- Абсолютно железные тормоза. Даже одной ногой, на льду, упряжка 10-ти собак удерживается легко.

Теперь о рельефах и кондиции снега. Мы испытали нарту на совершенно разных рельефах и разнообразных условиях снега.
Это были спуски и подьемы. Порой весьма резкие и бездорожные. Это был и наст и «огород» и фирн.
Единственное что отсутствовало – теплый снег.


Весьма низкие температуры, при которых проходили тесты буквально на глазах выпаривали влагу из снега, превращая его буквально в песок
Естественно , что мы не смогли по достоинству оценить скольжение полозьев, поскольку имели универсальный вариант скользящей поверхности полозьев, что больше подходит под температуры от 0 до -20С.
Хочу сразу обратить внимание, что выбор полозьев ( температурный режим, длина и ширина) имеет весьма важное значение.

Однако, в полной мере оценили систему управления, тормозную систему, прочность нарты и полозьев, а так же преимущества «гуттаперчивости» Odyss.

Система управления. Нарта весьма легка в управлении, но требует некоторого привыкания и наработки навыков. Надо некоторое время, для того что бы понять как она работает. Но это несложно. Только накат и время.
Незагруженная нарта слегка подруливала в сторону от толчковой ноги, поэтому приходилось менять ноги. Однако при загруженном носе, нарта приобрела более устойчивое и стабильной ведение.
Вход в поворот стабилен и без срывов. На крутых спусках и старте, пользовался тормозным ковриком. На плоском, коврик поднимал, что делается легко на ходу одной рукой.
Тормозной коврик не собирает снег и не кидает нарту из стороны в сторону.
Пару раз, не про чувствовав начало спуска ( зазевался) , не опустил коврик. Результат- полный расколбас и опрокидывание.
Нарту удерживал до полной остановки собак. А вот , американские авиационные инженеры, коих катали в крайний день, несколько раз теряли нарту сразу на старте. И тут стоит заметить оду особенность. Дальнейший путь упряжки с пустой нартой проходил по буеракам, и естественным образом нарта опрокидывалась.
При этом, нарта якорилась самопроизвольно за счет длинного дополнительного якоря.
Возможно, многие поспорят со мной, что это неверно крепить второй якорь к конструкции нарты, но и это был своего рода тест на выживаемость конструкции. Конструкция выдержала рывок 10 собак буквально на старте.

Некие особенности и сопутствующие факторы от которых увы никуда не деться.
И полозья и коврик, собирали на себя некоторое количество собачьих отходов, которые на морозе твердели как камень. Ну, тут уж ничего не сделаешь -природа.
Гуттаперчивость нарты. Первоначально, каюры Якутска, привыкшие ходить на местных нартах, весьма скептически отнеслись к гнущейся во все стороны системе.
Они привыкли к монументализму. Однако, позже они изменили свое мнение.
Мне пришлось прочувствовать и оценить работу «всех суставов» нарты при сложном переходе по торосам, где заезды с льдины на льдину , сбросы и повисание нарты на одном полозе или на носах ( концах ) полозьев нормальное явление.
Нарта буквально подстраивалась под совершенно непроходимый рельеф вздыбленных льдин.
При этом надо учесть, что собаки движутся в перед и каюр буквально балансирует на полозьях.
Полозья. Они выдержали эти нагрузки. И я сомневаюсь, что обычные беговые лыжи, которые порой пользуют на нартах, были бы на это способны.

Защитный пластиковый поддон. Ему пришлось испытать и силу наезда на пни и на льдины и на черти что. Но в результате, на память об этих наездах осталось лишь пара не глубоких царапин.

Большее беспокойство вызывали пластмассовые крепления поддона .Тем более при таком морозе. Результат- ни одно крепление не было сломано .


Полог и внутренне пространство. Внутренне пространство достаточно для перевозки обьема порядка 150 литров. При этом остается место и для аварийной собаки. Дополнительные карманы имеют отдельные молнии. Особенно удобен карман который находится непосредственно рядом с дугой управления. На ходу можно лего достать необходимое.
На носу нарты отдельный короткий «вход». И что бы достать что либо с носа нарты, не нужно расчехлять ее полностью , путаясь в липучках и молниях.
Две молнии по бокам все нарты позволяют открыть ее полностью, загрузить и легко закрыть.

zurun-burun пишет:Что то нигде не нашёл какая температура воздуха была min. Если -36C мороз не значительный,
можно себе представить значительный...
А как же местные не мерзнут они что ли? Что же они одевают, если Вы мерзли в ЭКСПЕДИЦИОННОЙ пуховке и кухлянке?
Хотя местные и приезжие отличаются видимо так же как сибирки и якутки... Ну или почти так же...
Сдаётся мне норвеги малость слукавили про -66С.

Минимальная температура была - 47С. По испарению хорошо судить именно о температуре. Снег активно начинает выпаривать влагу именно в пределах -40, 45С.
Местные то же мерзнут. Но тут весь вопрос в том , сколько времени ты проводишь на холоде . Либо машина-дом-машина-работа-машина -магазин, либо 10 часов в трубе Лены.
В Якутск приехали гости из Тикси. Зверски мерзли.
А вот про 66 я не в курсе.
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Ср Дек 28, 2011 5:29 pm

Торосы Лены
1-я экспедиция Danler в Якутии 32694511

Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Elena Ramenska Ср Дек 28, 2011 6:57 pm

Хочу данлер Хаски Баги!!!
хачуНемагу!!!
Elena Ramenska
Elena Ramenska
Ветеран

Сообщения : 2372
Дата регистрации : 2010-07-31
Откуда : г. Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Ср Дек 28, 2011 9:46 pm

Утром следующего дня вышли на торосы.
Пробовали пробиться “в лоб”. Не получилось. Вернулись на более спокойный лед. Пошли вдоль Ленских столбов в поисках приемлемых"карманов".
Опять пробовали и опять возвращались. Так и шли вдоль противоположного берега в надежде найти лазейку. Протяженность столбов около 80 км и они уходили вдаль в дымку северного холодного пространства.
Мы проделали длинный путь, что бы увидеть Ленские столбы. И вот теперь, стоя напротив них, в непосредственной близости, ощущали свою беспомощность. Вздыбленное нагромождение кристаллов не пускало нас.
Снегоход повисал на льдинах и в “холостую” вращал траками.
В конечном счете, пройдя 20 км в попытке прорваться, свернули в сторону спокойного противоположного береге.

И тут мне вспомнилась книга Алексея Чикачева

Эту книгу он посвятил своему отцу, потомственному индигирскому каюру.
И есть там такая мысль «Ездовые собаки разделяли с человеком все тяготы длительных переходов, все погодные и климатические трудности, все лишения и страдания. При этом, , в отличие от людей собаки сдаются "только тогда, когда умирают".
.........
1-я экспедиция Danler в Якутии 77663243

Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Пт Дек 30, 2011 5:35 pm

В заключение, хочу поблагодарить всех, кто не просто помогал мне, а сделал все, что бы данные тесты состоялись.
Прежде всего, Германа Арбугаева.
Потрясающая организация и четкое исполнение. Человека слова и чести.
За все время моего пребывания в Якутии, я не переставал удивляться и восхищается этим человеком. Создавшим прекрасный этнический комплекс, который вместил в себя чуть ли не все чудеса Света.
Его супругу Ирину. На чьих плечах вся внутренняя организация столь сложной системы комплекса.
1-я экспедиция Danler в Якутии 86065613


( Герман Арбугаев)

Михаила Ефремова, нашего фотографа и спутника на Ленском этапе.
1-я экспедиция Danler в Якутии 89546651


Анатолия, техсопровождение.
1-я экспедиция Danler в Якутии 86995094


Владимира, моего спутника на таежном этапе и прекрасного повара.

Станислава Городилова, человека, знающего все о ездовых собаках.


Весь коллектив комплекса Чочур Муран http://www.arctic-travel.ru/history. Удивительно доброжелательных, чутких и трудолюбивых людей, живущих в далеко не тепличных условиях и способных превратить жизнь в праздник.

Поблагодарить жесткую, холодную, но в то же время прекрасную природу этого удивительного края, подарившею мне не только жуткий холод, но и вот такие удивительные чудеса ( Парагелий ).
1-я экспедиция Danler в Якутии 48342086


Ну и конечно, навсегда покоривших мое сердце, верных, добрых, преданных трудяг - якутских лаек.
Позволю перечислить всех по именам.
Чук+Ирис, Туман+Дархан, Боотур+Маара, Валдай+Кучум, Моудун+Марго.
1-я экспедиция Danler в Якутии 47927982


Спасибо вам за науку, добро, тепло и длинную дорогу.
1-я экспедиция Danler в Якутии 95309728


...........................................................................................
1-я экспедиция Danler в Якутии 70681529


...........................................................................................
1-я экспедиция Danler в Якутии 48294052


...........................................................................................
1-я экспедиция Danler в Якутии 25848749


...........................................................................................
1-я экспедиция Danler в Якутии 41697515



Всех! Кто набрался терпения и дочитал эти строки до конца. С Наступающим Новым Годом и Рождеством! Удачи вам!

Максим Любавин.
1-я экспедиция Danler в Якутии 39633005


Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор Agronavt Пт Дек 30, 2011 6:16 pm

Здорово!!! Интересно, а можно самые красивые фотки себе на сайт поставить с сылкой на Danler ???
Agronavt
Agronavt
Ветеран

Сообщения : 3594
Дата регистрации : 2011-01-19
Откуда : Москва - Тверь

http://www.yakutianlaika.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Пт Дек 30, 2011 6:28 pm

Agronavt пишет:Здорово!!! Интересно, а можно самые красивые фотки себе на сайт поставить с сылкой на Danler ???
я уже это делаю со ссылками... смешно!
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Пт Дек 30, 2011 6:50 pm

вот...
я потом подредактирую, т.к. я с цитатами с форума текст закидывала, то он немного тра-та-та бессвязным получился, наверное... прошу прощения... улыба
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор wigel Сб Дек 31, 2011 1:24 pm

Спасибо за интересный рассказ
И Наступающим НОВЫМ ГОДОМ
wigel
wigel
Продвинутый
Продвинутый

Сообщения : 125
Дата регистрации : 2011-08-14
Откуда : Hannover

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор mosi Пн Янв 02, 2012 8:58 pm

огромное спасибо! процитировала рассказы на своем городском форуме и на Красмаме...
mosi
mosi
Ветеран

Сообщения : 3159
Дата регистрации : 2011-01-20
Откуда : г. Тюмень

http://www.chimgitura.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор mlyubavin Ср Янв 11, 2012 5:56 pm

Всем доброе время суток.
Прежде всего, поздравляю Раменскую Лену с приобретением нарты ))).
Ее Метеля была "звездой" на хосячей тусовке в Королеве. Кроме того, она отличная бегунья.
Гены, как ни крути )))
Сделал небольшой ролик по первой части экспедиции. Извините за низкое качество сьемки.
Камера из дешевых,аккумуляторы на морозе садились моментально, снимать на ходу , голыми руками тыкая кнопочки - еще то удовольствие )). А потому, не судите строго.
Вторая часть, снятая Германом на камеру gopro чуть позже.

http://vkontakte.ru/video159347343_161757861
mlyubavin
mlyubavin
Начинающий

Сообщения : 14
Дата регистрации : 2011-10-25
Откуда : г. Королев

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Ср Янв 11, 2012 6:01 pm

Максим, а на Ю-Тубе есть ролик? если да, можно ссыль? улыба
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор mlyubavin Ср Янв 11, 2012 6:30 pm

Natali Sha пишет:Максим, а на Ю-Тубе есть ролик? если да, можно ссыль? улыба

Ютубе может не пропустить.
Но все же попробуйте https://www.youtube.com/watch?v=xSpJzWn97xg
На всякий случай https://www.facebook.com/profile.php?id=100000878113328&ref=tn_tnmn
mlyubavin
mlyubavin
Начинающий

Сообщения : 14
Дата регистрации : 2011-10-25
Откуда : г. Королев

Вернуться к началу Перейти вниз

1-я экспедиция Danler в Якутии Empty Re: 1-я экспедиция Danler в Якутии

Сообщение автор ????? Ср Янв 11, 2012 6:35 pm

mlyubavin пишет:
Natali Sha пишет:Максим, а на Ю-Тубе есть ролик? если да, можно ссыль? улыба

Ютубе может не пропустить.
Но все же попробуйте https://www.youtube.com/watch?v=xSpJzWn97xg
На всякий случай https://www.facebook.com/profile.php?id=100000878113328&ref=tn_tnmn
мдя... Ю-Туб не дает смотреть... фигу тебе! я хотела себе на сайт залить... увы... как на сайт залить из фейса и контакта - не знаю... вопрос ну ладно, так просто посмотрю... спасибо! труселя
Anonymous
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 1 из 2 1, 2  Следующий

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения